УЧИМСЯ ИГРАЯ, ИГРАЯ ВЫИГРЫВАЕМ!
Наболевшая проблема безопасности пешеходов в современных условиях назрела. Сегодня о ней надо говорить, её надо обсуждать и сообща искать пути решения. Шесть лет назад в МБОУ Школа 145 создали отряд юных инспекторов движения. Назвали его «Поколение». В отряд вошли не только старшеклассники, но и ребята среднего звена и начальной школы. Все те, кому небезразличны вопросы сохранения жизни и здоровья людей на дорогах. Цель ребят: вести пропаганду правил дорожного движения среди детей. Начать решили с постановки театрализованного представления по правилам дорожного движения. И стали приглашать в гости ребят начальной школы. Спектакль в школе стал популярным. Вместе с артистами ученики младших классов с удовольствием совершали увлекательное путешествие в царство короля Трёхглазки, где учились быть пешеходами. Здесь ребята встретили Незнайку и вместе отправились к Светофору. А там, в гостях Чебурашка, крокодил Гена и Винни-Пух. Ребята на все вопросы Светофора ответили правильно, а вот сказочным героям вынесли строгий приговор – пожизненное изучение правил дорожного движения.
Когда спектакль посмотрели все дети школы, юные инспекторы отправились по дошкольным учебным заведениям. Детсадовцы района приняли артистов доброжелательно. И это огромная заслуга учителей, которые самоотверженно занимаются с ребятами и в игровой форме заставляют их осознать, что соблюдение правил дорожного движения – это требование жизни, а не прихоть инспекторов ГАИ.
Частые гости в нашей школе работники ГИБДД. Занятия с учителем или инспектором проходят в доступной игровой форме. Дети разгадывают загадки, собирают светофор по цветам, выполняют задания ведущих, поют песни, рассказывают стихи, следят за дорожными приключениями героев любимых мультфильмов. Как известно, дети любят играть и занятия по правилам дорожного движения очень любят. А в итоге учатся простым вещам – на дороге нужно быть внимательными, аккуратными и обязательно разбираться в сигналах светофора.
Кроме этого, каждый год в школе проходит акция «Письмо водителю». На призыв написать письмо дети откликаются охотно. В обращении просят водителей быть внимательными, не превышать скорость, соблюдать правила дорожного движения. Все письма дети красочно оформляют и передают письма адресатам из рук в руки, без посредников, вручая их родителям и водителям, проезжающих в непосредственной близости от школы. Кроме этого ребята нарисовали плакаты и повесили их в салонах автобусов 48 маршрута. В итоге остались довольны все: а самое главное ученики, чувствующие свою значимость в проводимой работе.
С большим удовольствием дети принимают участие в акции: «Засветись – стань заметен на дорогах». Сейчас световой день короткий, улицы плохо освещены. Такие ситуации требуют дополнительных средств, снижающих риск детского дорожно – транспортного травматизма. Большим помощником в этом вопросе являются светоотражающие элементы. Юные инспекторы напомнили правила дорожного движения для детей пешеходов и пассажиров, рассказали о навыках безопасного поведения на дороге, а также о предназначении и необходимости использования светоотражающих элементов на одежде. Отряд ЮИД еще раз напоминает: «Фликеры детям купите родители! Пусть на дороге их видят водители!»
«Безопасность на дороге – наше общее дело!» Поэтому школьные инспекторы активно участвуют в районных и городских конкурсах по правилам дорожного движения. В копилке отряда немало дипломов победителей, особенно удачно на эту тему выступают художники. Но есть заметные работы и в литературном творчестве. В прошлом году Тимофей Шафигулин вместе с мамой сочинил сказку «Зебра и цеце», которую нам удалось выпустить в издательстве. Весёлая, увлекательная сказка рассказывает о том, как на дорогах появилась зебра, пешеходный переход через улицу. Тимофей рассказывает, что идея сочинения сказки у него появилась на уроке по правилам дорожного движения. Об этой дорожной разметке мы рассказываем в первую очередь, также как о сигналах светофора. Красочное издание есть в школьной библиотеке. По словам заведующей библиотекой, ребята часто её спрашивают и с удовольствием читают. И это ещё один бонус к безопасности детей на дорогах.
Н.А.РОДЧЕНКОВА, Е.В.ПОДМОГАЕВА, учителя МБОУ Школа 145
ПРОГУЛКА ВО ВРЕМЕНИ
С чего начинается любовь к родному городу? Она начинается с пеших прогулок и экскурсий. Много лет я использую экскурсию, как эффективную форму обучения и воспитания своих учеников. Это методически продуманный показ памятных мест истории и культуры города. Он позволяет детям своими глазами увидеть шедевры русской архитектуры многих веков, старейшие улицы города, где каждый дом имеет свою интересную историю.
В конце декабря мы с ребятами отправились на Красноармейскую в особняк Александры Курлиной, а точнее в музей Модерна «Зелёнка».
Особняк, модерн, зелёнка – уже эти слова вызвали у моих третьеклассников живой интерес. Что стоит за ними? Всю дорогу в трамвае они делились своими предположениями. Настроение у группы отличное! Вдруг ребята хором закричали: «Филармония, филармония»!
— Приятно вспомнить, что неделю назад мы здесь смотрели Щелкунчика, — сказала Варя Ларионова. Да! Дружно поддержали её ребята.
Через минуту мы на месте. Хождение по музеям – это любимый вид отдыха моего 3 «б» класса. Он подкупает своей особенной, неторопливой атмосферой и позволяет детям узнать много нового. А интересно стало уже во дворе особняка. Уютный уголок, где всё располагает к приятному общению и отдыху: качели, много различных приспособлений для развлечения. Но дети торопятся войти в дом, чтобы скорее открыть двери тайных комнат. Но у самых дверей ребят ждёт сюрприз: знакомство с улитками Сашей и Сашей. А также первая загадка: какое расстояние преодолеет улитка Саша за время проведения экскурсии. Здесь какой – то подвох, — отмечает Ростислав Ерёмкин, зная, что улитки очень медлительные.
— Здесь классно! – делятся первыми впечатлениями Егор Володин и Алексей Иванов. Улитка Саша прикольная! Поддерживает ребят Илья Гончаров. Все видели, как она виртуозно ползёт по аквариуму! И как высоко поднимается! – добавляет Егор Ермохин.
Перед первой тайной комнатой дети притихли, но в большой чёрный шкаф входят смело, усаживаются на пол, чтобы слушать экскурсовода. Называется комната «Свет и тьма» — это самое тёмное место в музее, но звёздное небо над головой – это бальзам не только для души, но и для глаз.
— Звёзды, словно жемчужинки! Я такой красоты ещё не видела, — восклицает Аня Костромская, Тимофей Щеглов согласно кивает головой.
Экспозиция развивает чувственное восприятие ребят. О мире здесь дети узнают через ощущения. Тысячи волшебных огоньков ночного неба по потолку чёрного шкафа побуждают моих учеников не только вспомнить о созвездиях, но и придумать на ходу свои удивительные истории, чтобы дома рассказать маме и папе.
Третья остановка нашей прогулки – комната «Цвет и форма». Она особенно заинтересовала ребят, ведь все они любят рисовать. На импровизированной кухне они с удовольствием смешивали краски, изучали текстуру и фактуру и радостно наблюдали, как ракушка превращается в лестницу, а бабочка селится на спинке кровати.
— Я люблю чудеса, в жизни их мало, а здесь на каждом шагу, делает вывод Ева Потапова. Со слов моих учеников одной из самых незабываемых комнат стала ванная: «Звуки и шумы». Прогулка по водопроводным трубам впечатлила всех. Затаив дыхание, ребята прислушивались к радиосигналам из глубин океана и к звукам печатной машинки, и сообщениям азбуки Морзе.
В основу всех композиций легли идеи архитектора и педагога Александра Зеленко. Ребята много узнали о жизни и творчестве этого замечательного человека.
Домой мы также возвращались на трамвае. Всю дорогу ребята обсуждали и перевернутую лестницу, которая одновременно ведёт и на чердак, и в чулан, и чемоданы хозяина, и кабинет, и деревянные корабли, и микроскоп… Всего не перечислишь. Я слушала их и тихо радовалась, что они узнали много нового, интересного, весело и полезно провели время. Ведь для того, чтобы ребёнок хотел много знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно. А это значит надо выйти из обыденности, из пространства привычных впечатлений и познакомиться не только с произведениями искусства, но и людьми других эпох и культур. Это и есть лучший вклад в развитие ребенка.
Ю.В.ИСАКОВА, учитель МБОУ Школа 132