О волонтерстве

«Социализация и самореализация  старшеклассников
посредством волонтерской деятельности»

 

ГЛВ«Добровольчество – это клей, который держит нас вместе,

и это энергия, которая приведёт нас в 21 век»

Барбара Микулски

 Волонтерское движение в России сегодня переживает новый подъем. Все  больше людей понимают необходимость личного участия в решении  проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания.

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека, обладающего гражданской позицией. Основные направления государственной политики в области гражданского образования зафиксированы в ключевых нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентская программа «Дети России», конкретизируются в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 15.01.2003 N 13-51-08/13.

Суть гражданского воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражается в стремлении личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей.  Не менее значимой задачей реформирования системы образования определяется сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Решить обе вышеизложенные задачи возможно, актуализировав  и адаптировав в условиях современных реалий идею волонтерского движения.

По инициативе Департамента образования г.о. Самара в сентябре 2011 года была создана Городская Лига Волонтеров. Основной идеей деятельности Лиги стало приобщение учащихся школ города к здоровому образу жизни по принципу «равный – равному», где учащиеся-волонтеры оказывают позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх, при проведении социальных и рекламны акций. При этом, обучая других, обучаются сами.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Но не все учащиеся, желающие присоединиться к деятельности Лиги, обладают необходимыми знаниями и навыками. Чтобы решать эту задачу в октябре на базе школы № 67 проходит слет Городской Лиги волонтеров.

Ежегодно в рамках слета проводятся мастер-класс, обучающие семинары по социальному проектированию. Помимо теоретических знаний участники слета учатся лучше общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, и в то же время проявлять толерантность и уважение к окружающим.

Полученные навыки по социальному проектированию волонтеры уже могут применить знания при проведении общегородского конкурса социальных проектов «Здорово быть здоровым». В ходе совместной деятельности волонтеры получили знания о здоровом образе жизни, научились аргументировано отстаивать свою позицию, сформировали здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к психоактивным веществам, курению, алкоголизму.

Развивать навыки социальной коммуникации учащихся позволяют общегородские акции:

  • «Красная ленточка» (городская акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом)
  • «Белая ромашка» (общегородская акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы с туберкулезом)
  • «Дороже всех титулов доброе сердце» (акция в рамках Весенней недели добра)

В соответствии с перспективным планом работы Городской Лиги Волонтеров в городе проходят следующие мероприятия:

  • Городской конкурс проектов «Я – волонтер»
  • Тематические мероприятия «Ветеран живет рядом»
  • День здоровья в школах города
  • Смотр-конкурс агитбригад и плакатов «Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь»
  • День без табачного дыма
  • Смотр-конкурс на лучшую альтернативу негативных зивисимостей
  • Волонтерский слет на теплоходе
  • Летняя школа волонтеров «Мы здоровые ребята»

 

Направлениями волонтёрской деятельности являются:

  • «Спорт и здоровый образ жизни»
  • «Экология»
  • «Патриот»
  • «Школа волонтеров»
  • «Милосердие»

 

Для того, чтобы понять что движет волонтерами, нами было проведено микросоциологическое интервью. В нем участвовало 21 волонтер-школьник. На вопрос «Что вам дает волонтерство?» характерно было мнение одного из респондентов, утверждавшего, что дает, прежде всего, саморазвитие, опыт, связи, осознание того, что ты можешь изменить мир. Никто из волонтеров не сказал о том, что время было потрачено впустую. Ответы на вопрос о том сколько времени занимает волонтерство распределились следующим образом: 15 человек считают, что «немного времени» (половину свободного от учебы времени); у остальных – «все свободное время»). Никто из волонтеров не разделяет понятия волонтерство и добровольчество. Они едины в их понимании. При ответе на вопрос «Волонтерство – это …» были получены следующие ответы:

Волонтерство – это жизнь! Волонтерство – это одна из целей жизни, одна из веток развития. Волонтерство – это самовыражение в благих целях. Волонтерство – это здорово! Волонтерство – это удовлетворение. Волонтерство – это люди, которые являются добровольными рыцарями добра для нуждающихся.

 

Вывод: Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у школьников социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие.